Кто проверяет работу управляющей компании?
В одной из статей ранее мы рассмотрели, с какими действиями органа Госжилнадзора, согласно № 248-ФЗ, могут столкнуться управляющие домами при проверках. Сегодня разбираемся, какие ещё КНД существуют и как их применяют разные контрольные ведомства.
Уо могут столкнуться с иными кнд при проверках в рамках различных видов контроля
В главе 14 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ описаны десять контрольно-надзорных действий (КНД), которые вправе использовать инспекторы при проверках и иных мероприятиях. Органы Госжилнадзора могут применять четыре из них: осмотр, опрос, получение письменных объяснений и истребование документов.
Но работу управляющих домами проверяют не только жилищные инспекции, это делают и иные ведомства: Роспотребнадзор, МЧС России, Роструд, ФНС РФ, прокуратура. У каждого вида надзора – свой перечень действий из гл. 14 № 248-ФЗ, прописанный в положениях о контроле. К таким КНД относятся:
- досмотр,
- отбор проб или образцов,
- инструментальное обследование,
- испытание,
- экспертиза,
- эксперимент.
Например, согласно п. 108 Положения о санитарно-эпидемиологическом контроле, в ходе выездной проверки инспектор вправе использовать все вышеперечисленные КНД, кроме эксперимента. При мониторинговых закупках проводятся инструментальное обследование, испытание и экспертиза, а при рейдовом осмотре – ещё и досмотр (п. п. 71, 96 Положения № 1100).
Такой же перечень контрольных действий допустим при мероприятиях по государственному пожарному надзору (п. п. 32-36 Положения № 290). Эксперимент как контрольно-надзорное действие встречается при проверках соблюдения требований в сфере защиты прав потребителей (п. п. 25, 26 Положения № 1005).
Профилактические надзорные мероприятия и особенности их проведения
Досмотр с нарушением целостности объекта
Досмотр как контрольно-надзорное действие подразумевает вскрытие помещений или упаковки товаров, удаление пломб и печатей, разбор и демонтаж конструкций, нарушение целостности обследуемых объектов, если этого требует проверка (ст. 77 № 248-ФЗ). Этим он отличается от осмотра, при котором допустимо только визуальное обследование объекта, без нарушения его целостности.
Например, теоретически санэпиднадзор при рейдовом осмотре расположенных в доме магазинов и офисов вправе вскрыть пол, чтобы проверить, нет ли там следов крыс или иных вредителей. При этом орган надзора не вправе проводить досмотр жилого помещения (ч. 4 ст. 77 № 248-ФЗ).
При досмотре обязательно должен присутствовать представитель контролируемого лица. Если в законодательстве о виде контроля допускается досмотр без его присутствия, то инспектор должен вести видеозапись своих действий (ч. 2 ст. 77 № 248-ФЗ). По итогам такого КНД составляется протокол.
Отбор проб и образцов для испытания или экспертизы
Надзорный орган проводит отбор проб или образцов для направления в контрольно-надзорный орган или экспертную организацию для оценки соблюдения обязательных требований. Это могут быть пробы воды, почвы, воздуха, сточных и дренажных вод, отходов производства и потребления, продукции и материалов. .
Отбор следует производить в присутствии проверяемого лица (ч. 3 ст. 81 № 248-ФЗ). Об этом КНД составляется протокол с указанием даты и места отбора образцов, данных о проверяющем и проверяемом. Если контролируемое лицо или его представитель откажутся подписывать протокол, то инспектор должен сделать соответствующую отметку.
УО могут столкнуться с таким КНД при проверке Роспотребнадзора, например, в доме, расположенном в водоохранной зоне. Если в водный объект будут попадать выбросы сточных вод из-за деятельности жителей или собственников нежилых помещений, то надзорное ведомство отберёт пробы для проверки, не превышены ли нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ.
Регионам о надзоре за УО в 2022 году: что нужно знать о проверках
Инструментальное обследование для измерения параметров
Инструментальное обследование проводится в случаях, когда надзорному органу при проверке необходимо получить точные значения, например, температуры или давления. Для этого применяют специальное оборудование или приборы (ч. 1 ст. 82 № 248-ФЗ).
Такие приборы должны иметь соответствующие сертификаты и при необходимости проходить метрологическую поверку. К оборудованию для измерений в рамках надзорных мероприятий относятся:
- измерительные, испытательные приборы и инструменты;
- мини-лаборатории;
- переносные аппараты.
По результатам такого КНД инспектор составляет протокол инструментального обследования и указывает в нём дату и место составления, данные проверяющего и контролируемого лица.
Также в протоколе фиксируются предмет обследования и оборудование, с помощью которого оно проводилось, результаты измерений, выводы о соответствии этих результатам установленным нормам для оценки итогов проверки (ч. 4 ст. 82 № 248-ФЗ).
Такие измерения в многоквартирном доме могут провести как органы госжилнадзора, так и органы госсанэпиднадзора, госпожнадзора – для проверки температуры теплоносителя или воздуха, загазованности воздуха или напряжения во внутридомовых сетях.
Испытание образцов в офисе контрольного органа
Испытание, в отличие от инструментального обследования, происходит на месте нахождения контрольного органа, а не на территории проверяемого. Провести испытание может только работник, который имеет допуск к работе по использованию специальных технических приборов.
Такое КНД происходит с использованием оборудования для исследования проб воды, почвы, воздуха, сточных и дренажных вод, отходов производства и потребления. Когда испытания закончены, инспектор составляет протокол, схожий по содержанию с протоколом инструментального обследования (ст. 83 № 248-ФЗ). В нём указываются:
- дата и место составления;
- должность, фамилия и инициалы инспектора или специалиста, составивших протокол;
- сведения о контролируемом лице;
- предмет испытания;
- используемое специальное оборудование и технические приборы;
- методики испытания и его результат;
- нормируемое значение показателей, подлежащих контролю;
- выводы о соответствии этих показателей установленным нормам.
Испытание проводится после отбора проб и образцов, например, воды из внутридомовых сетей или почвы с придомовой территории.
Какие мероприятия со взаимодействием проводят органы надзора
Экспертиза образцов для оценки соответствия требованиям и нормам
Экспертиза – это проведение исследований по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в различных областях науки и техники. Эти вопросы инспектор ставит перед экспертом или экспертной организацией для оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований.
Согласно ч. 2 ст. 84 № 248-ФЗ, среди задач экспертизы могут быть следующие:
- установить факты и обстоятельства, тождество или различия свойств и состояний образцов;
- провести оценку образца на соответствие заданным критериям;
- определить соответствие образца существующим принципам и нормам права, заданной системе нормативно-технических требований;
- обнаружить последствия изменения образца по заданной программе его развития.
Срок проведения экспертизы зависит от её вида, устанавливается индивидуально для каждого случая по соглашению между органом надзора и экспертной организацией (ч. 7 ст. 84 № 248-ФЗ). Результаты такого КНД фиксируются в экспертном заключении.
С экспертизой УО сталкиваются при проверке прокуратурой подлинности решений общих собраний: тогда надзорный орган может назначить почерковедческую экспертизу. Также на экспертизу могут отправить материалы, используемые при ремонте дома: чтобы специалисты определили их соответствие противопожарным требованиям.
Эксперимент для проверки соблюдения требований законодательства в тест-ситуации
Эксперимент представляет собой использование тест-предметов, тест-заданий и тест-ситуаций (ч. 1 ст. 85 № 248-ФЗ). Он проводится непосредственно в ходе контрольного мероприятия по месту нахождения проверяемого. Эксперимент должен проходить в порядке, определённом в положении о конкретном виде контроля.
Такую тест-ситуацию может организовать ФНС России при проверках применения УО контрольно-кассовой техники при приёме платы за жилищно-коммунальные услуги в офисе компании.
Неверный выбор КНД при проверке – основание оспорить её результаты в суде
Чаще работу управляющих домами организаций проверяют органы Госжилнадзора или лицензионного контроля. Действия инспекторов и результаты таких мероприятий УО часто оспаривают – в досудебном порядке или через иск. Правила оспаривания проверок иных органов и их результатов такие же, как и в случае с КНД и мероприятиями в рамках жилищного или лицензионного контроля.
Как отметил юрист компании «МКДЭКСПЕРТ» Алик Зеленков, возражения контролируемого лица на действия любого органа надзора можно разделить на несколько групп. Это нарушения требований:
- К уведомлению о КНМ, если таковое является обязательным, в первую очередь о выездной проверке.
- К выбору того или иного КНД в рамках контрольно-надзорного мероприятия, поскольку не все действия допустимы при разных видах контроля.
- К фиксации результатов действий проверяющих.
- К проведению контрольно-надзорных действий.
«Вторая и третья группы нарушений – наиболее существенные основания для признания недействительными результатов проверок, – отметил Алик Зеленков. – «Полный перечень грубых нарушений приведён в ч. 2 ст. 91 № 248-ФЗ.
Из них чаще всего встречаются проверки без оснований и без разрешения прокуратуры на их проведение.
Если надзорное ведомство действовало подобным образом, то УО следует оспаривать результаты КНМ, в том числе в судебном порядке».
Проект Минстроя о жилнадзоре
С 1 июля 2021 года вступил в силу новый закон о контрольно-надзорной деятельности в сфере ЖКХ. Ведомства, занимающиеся таким видом деятельности, должны прописать собственное положение. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ разработала проект в сфере регионального госжилнадзора.
Для чего разработано новое положение?
Разработка положения о правилах проведения регионального госжилнадзора является требованием новых нормативно-правовых актов, а именно Федерального закона РФ от 11 июня 2021 года №170-ФЗ и Федерального закона РФ от 31 июля 2021 года № 248-ФЗ.
После вступления в силу нового положения «Об общих требований к организации и осуществления регионального государственного жилищного надзора», постановление Правительства РФ от 11 июня 2013 года № 493 «О государственном жилищном надзоре» прекратит свое действие.
Новое положение кардинально отличается от действующего постановления. В документе подробно описаны полномочия ГЖИ, основания для проведения внеплановых проверок, порядок организации и метод проведения проверяющих мероприятий. В проекте выделен отдельный блок по ведению сайта ведомства.
Кто и кого проверяет?
Руководитель ГЖИ, его заместитель и уполномоченный сотрудник (инспектор) имеют право проводить мероприятия по региональному государственному жилищному надзору. Проверяют они всех, кто обязан соблюдать обязательные требования в их сфере деятельности. В рамках жилищного надзора проверяют работу региональной и муниципальной власти и требований, установленных жилищным законодательством.
Что и какими методами проверяют органы ГЖИ?
Целью мероприятий по проверки являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований. Предметом контрольно-надзорных мероприятий является:
- использование и сохранность жилого помещения и общего имущества собственников многоквартирного дома;
- перевод жилого помещения в нежилое, перепланировка и переустройство помещений;
- формирование фонда капитального ремонта;
- создание и деятельность управляющих организаций;
- предоставление коммунальных услуг потребителям;
- порядок изменения размера платы в случае предоставления некачественной услуги по управлению, содержанию и ремонту общедомового имущества;
- порядок индексации размера платы за жилое помещение;
- процедура ограничения предоставления коммунальных услуг;
- энергоэффективность и оснащенность помещений приборами учета;
- размещение обязательной информации в ГИС ЖКХ;
- обеспечение доступность помещений многоквартирного дома для инвалидов.
При обнаружении нарушения, органы ГЖИ должны проводить профилактические мероприятия, пресекать нарушения, выписать требование об устранении последствий нарушения, собрать информацию об исполнении правил, установленных нормативно-правовыми актами, а также проводить повторные проверки.
Что относится к профилактическим мероприятиям?
в 3 разделе положения Минстроя РФ прописаны принципы работы по профилактике нарушений. К профилактическим мероприятиям относятся:
- Информирование и обобщение правомерной практики органов ГЖИ.
- Объявление предостережения согласно ст. 49 № 248-ФЗ.
В случае несогласия с полученным предостережением, проверяемый имеет право подать возражение в ведомство, в течение 15 рабочих дней.
В возражении необходимо указать название ИП или ЮЛ, данные гражданина, ИНН, дату и номер полученного документа. Также необходимо выразить своё мнение по поводу полученного предостережения.
Возражение можно отправить в печатном или электронном виде. В течение 20 рабочих дней, после получения возражения, органы ГЖИ обязаны вам дать ответ.
- Консультирование согласно ст. 50 № 248-ФЗ.
Представители ГЖИ проводят консультации юридических и физических лиц по телефону, видеосвязи, личной встрече, при проведении профилактической или контрольной проверки.
- Профилактический визит в соответствии со ст. 52 № 248-ФЗ.
Профилактический визит − это беседа проверяющего с проверяемым на месте проверки или по видеосвязи. Профилактические визиты обязательно проводятся к проверяемых из категории «чрезвычайно высокий, высокого и значительного риска». Срок такого визита не должен превышать один рабочий день.
Какие существуют виды и методы проверок?
4 раздел постановления содержит принципы организации и проведения проверок. Органы ГЖИ проводят плановые и внеплановые проверки, но сейчас им будет запрещено проводить плановые проверки жилых помещений.
Проводить проверки можно двумя способами:
- контактируя с проверяемым;
К данному метода относятся встречи, телефонные звонки, проведение переговоров, запрос документации, визит инспектора на место деятельности. Это могут быть инспекционный визит, документарная или выездная проверка.
- В рамках данного метода представители ГЖИ проводит наблюдение за соблюдением обязательных требований, выездное обследование, осмотр, опрос, получение письменных объяснений, инструментальное обследование жилищного фонда.
- Основанием для проведения проверки по жалобам лиц и ведомств являются индикаторы риска нарушений обязательных требований, которые разработал Минстрой РФ.
- При поступлении в ГЖИ жалобы на нарушение в жилищном фонде, то ведомство перенаправляет ее в соответствующий орган в течение 7 дней с момента получения.
Что орган ГЖИ обязан размещать на сайте ведомства?
Новое положение Минстроя РФ содержит пункты, устанавливающие требования к органам ГЖИ и их работникам:
- Инспекторы при проведении проверок ответственны за надлежащее исполнение возложенных на них полномочий.
- На официальном сайте должны быть в актуальном состоянии:
- список нормативно-правовых актов с указанием статей и пунктов, содержащие обязательные для выполнения требования;
- перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований;
- порядок отнесения объектов проверки к категориям риска;
- план проведения плановых проверок;
- доклады правомерной практики;
- программа профилактики рисков при невыполнении требований;
- рекомендации для проверяемых.
На заметку
Положение о порядке проведения жилищного контроля и надзора касается ГЖИ, но и проверяемых им лиц – управляющих многоквартирными домами, поставщиков коммунальных ресурсов, фондов капитального ремонта. Они должны быть в курсе методов, которыми ведомство будет проводить проверки, кто может их проверить, выполнение каких именно требований нормативно-правовых документов вправе контролировать.
Например, в рамках регионального надзора ведомство не может проверить выполнение управляющей организацией лицензионных требований: это не входит в предмет проверок.
Пока это только проект: он находится на обсуждении и антикоррупционной экспертизе. Возможно, по их итогам документ будет дополнен или скорректирован.
Следите за обновление положения о жилищном надзоре с компанией «Технология и Сервис».
Кто контролирует управляющие компании в 2021 году: список организаций
Обязанности управляющей компании по содержанию многоквартирного дома отражаются в тексте договора. Среди основных направлений можно выделить:
- проведение текущего и капитального ремонтов;
- содержание в чистоте и порядке общедомовых помещений и территорий;
- контроль за полным, своевременным и качественным предоставлением услуг;
- определение размера ежемесячной платы;
- планирование и организация работ ремонтно-эксплуатационного характера.
Уважением и доверием жильцов пользуются те управляющие компании, которые в любое время находятся на связи, ответственно исполняют свои обязанности и ведут прозрачную бухгалтерию.
Типовое положение о ревизионной комиссии в ЖСК
Типовое положение о ревизионной комиссии включает:
- избрание членов комиссии;
- срок деятельности и порядок прекращения полномочий;
- функциональные обязанности и права;
- особенности деятельности;
- ведение проверок, основания для их проведения и отчетность;
- обязательная документация комиссии.
типового положения можно по ссылке. ⇐
Организация контролирующих органов
Многоэтажные дома нуждаются в тщательном уходе и внимательном руководстве. Далеко не все собственники квартир довольны деятельностью председателей и сотрудников обслуживающей организации. Кто проверяет работу управляющих компаний? К кому обращаться в случае выявления недочетов, с просьбой разрешить спор или повлиять на недобросовестный подход к обязанностям?
На федеральном уровне
На федеральном уровне контроль за работой управляющих компаний осуществляет ряд органов:
- Министерство строительства.
- Минэнерго РФ.
- Антимонопольная служба.
Минстрой отвечает за разработку нормативов, критериев качества и порядок предоставления коммунальных ресурсов. Структура, защищающая конкуренцию, утверждает принципы расчета стоимости благ цивилизации. А Минэнерго разрабатывает схемы и нормативы теплоснабжения.
На региональном уровне
Основные региональные контролирующие органы в сфере ЖКХ – это Роспотребнадзор, жилищная инспекция и суд. Первый занимается выявлением нарушений, которые могут оказать негативное воздействие на здоровье людей.
https://www.youtube.com/watch?v=5oqDerdDXzM\u0026pp=YAHIAQE%3D
Государственный жилищный надзор оперативно реагирует на жалобы граждан, касающиеся соблюдения управляющей компанией нормативно-правовой базы, действующей в сфере ЖКХ. Структура имеет непосредственное отношение к оформлению лицензий.
Если обращения в контролирующие органы не дали должного результата, стоит составить исковое заявление и направить его в суд. Региональный контроль также могут осуществлять профильные некоммерческие компании, полный перечень которых представлен на сайте организации «ЖКХ Контроль».
На муниципальном уровне
Между владельцами квартир и руководством управляющих компаний часто случаются конфликтные ситуации. Обратиться с жалобой можно в местную администрацию или в прокуратуру. Первая не проводит проверок, но может направить распоряжение об осуществлении контроля другому органу.
Что такое обследование через ТСЖ
Согласно Постановлению Госстроя от 23 сентября 2003 года № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» УК обязана проводить плановый осмотр дома. Проверки проводятся 2 раза в год – весной и осенью.
В ходе осмотров изучается общее техническое состояние здания, выявляются дефекты и вырабатываются меры по устранению. Изучаются подвалы, цокольные этажи, лифты, межэтажные перегородки и так далее. По результатам составляются акты и доводятся до жильцов.
На основе таких осмотров составляется план ремонтных работ.
Существуют и более детальные обследования. Их проводят реже. Первый раз – через 2 года после введения дома в эксплуатацию, когда он еще находится на гарантии у застройщика. А потом раз в 10 лет. А при неблагоприятных условиях – не реже 1 раза в 5 лет.
Именно этой обязанностью ТСЖ пренебрегают чаще всего. А большинство жильцов и не знают о ней. Но проводить ее надо, потому что дома ветшают, крыши и фундамент действуют снег и движение грунта. В стенах могут появиться трещины. Иногда это приводит к плачевным результатам – обрушение дома.
Местные власти иногда сами проводят предварительные проверки.
Подобный случай был в Пермском крае. Тогда местная администрация, специалисты жилищной инспекции, Роспотребнадзора, прокуратуры осмотрели 909 зданий областного центра. Комиссии выявили 518 домов, которым было необходимо срочно провести инструментальное обследование.
Основная сложность таких обследований в цене. В зависимости от самого здания, а также региона, цена может достигать 300 тысяч рублей. И оплачивать должны сами собственники.
Торговля алкоголем без лицензии – возможности и риски
Поэтому проводились собрания жильцов, на которых объясняли, почему нужно провести инструментальное обследование их дома. А потом уже сами жильцы заключали договор с выбранной ими специализированной организацией.
Осуществление контроля со стороны жильцов
Общественный контроль в сфере ЖКХ преследует следующие цели – улучшение качества коммунальных благ и максимальную защиту прав жильцов. Для реализации надзора организованы несколько специальных центров, объединенных в общую сеть.
Сотрудники и добровольцы выполняют ряд задач: отслеживают исполнение обязанностей управляющей компанией, оказывают профессиональные консультации, рассматривают индивидуальные и коллективные обращения, предоставляют возможную помощь в соответствии с квалификацией.
Особенности проверки
В зависимости от направления или субъекта, проводящего контроль, можно выделить несколько форм аудита:
- обязательная;
- инициативная.
Наибольшей популярностью пользуется второй вид. Одна из главных особенностей аудиторского контроля: заказчиком может выступать как само руководство управляющей компании (в целях повышения доверия, получения возможности отчитаться на общем собрании и т. д.), так и сомневающиеся в ее честности жильцы многоквартирного дома.
Сбор необходимых документов
Для проведения аудиторской проверки управляющая компания должна подготовить некоторые документы. Среди основных можно выделить:
- устав;
- договор между учредителями;
- перечень акционеров;
- свидетельство, подтверждающее статистические коды;
- приказы о назначении руководителя и главного бухгалтера;
- протоколы общих собраний, гласящие о принятых решениях;
- регистрационные документы.
В ходе проверки могут потребоваться: кассовые лимиты, бумаги о собственности, сведения о размере уставного капитала, результаты предшествующего финансового контроля и т. д.
Проверка расчетов и выполненных работ
Аудит оплаты приобретенных товаров и услуг включает в себя: проверку грамотности оформления договоров, правильности оплаты, приема и списания полученных ценностей.
Инспекторы всегда обращают внимание на наличие документов, определяющих права и обязанности сторон, причины возникновения и способы устранения дебиторской и кредиторской задолженностей, правильность приема и выдачи товаров, использование актуальных статей при составлении проводок.
Аудитор может запросить смету и проверить полноту проведенных работ, а также их соответствие заявленной стоимости. Контролю может быть подвергнуто штатное расписание, тарификация, порядок предоставления заработка и т. д. Инспектор имеет право запросить любой документ, касающийся расхода денежных средств.
Заключительный этап проверки
По окончании аудиторского контроля специалист должен систематизировать результаты, провести анализ и подготовить отчет.
При составлении акта инспектор оценивает как выявленные нарушения могут повлиять на бухгалтерскую деятельность, сопоставляет соответствие методов учета и действующего законодательства.
Выявление серьезных нарушений может обернуться наложением штрафа или даже судебными разбирательствами.
Как проверить ТСЖ на воровство самостоятельно
Схем мошенничества и даже воровства правлением товарищества собственников жилья существует множество:
- выполняются ненужные работы, а потом переделываются;
- деньги помещаются на депозит, а проценты от вклада идут в карман председателя;
- сдается в аренду часть общедомовой собственности по низким ценам, а «благодарность» отдается руководителю товарищества;
- часть услуг оказывается только на документах и другое.
Есть несколько способов выявить любые нарушения:
- Подать заявление в компетентные органы.
- Поручить дело аудиторской фирме (но тогда проверка будет проведена за ваш счет).
- Обратиться в ревизионную комиссию.
- Проверить документацию самостоятельно (если есть специальные знания).
Куда жаловаться на бездействие УК
Что делать, если управляющая компания недобросовестно относится к своим должностным обязанностям? Во-первых нужно письменно обратиться к руководителю.
Далее следует направлять жалобу в жилищную инспекцию, обращаться за помощью к главе местного самоуправления или инициировать проверку Роспотребнадзора. Незаконное использование денежных средств очень интересует прокуратуру или полицию. Крайняя мера – подача иска в суд.
Как правильно составить жалобу
Жалоба на управляющую компанию в жилищную инспекцию может быть написана от руки или направлена электронным документом.
Гражданин имеет право передать обращение нарочно специалисту, отправить его при помощи почты или использовать электронный сервис на сайте.
Заявитель должен официально обратиться к руководителю инстанции, указать личные координаты, а также ясно и точно изложить суть проблемы и свои требования.
Суд
Суд является высшей инстанцией. Обращаться сюда стоит в самых серьезных случаях, если действия управляющей компании нанесли ущерб вам или всему дому.
Для того чтобы суд не отказался возбудить дело, нужно позаботиться о доказательной базе и правильно составить иск.
Какую форму управления домом выбрать решают сами собственники, они исходят из того, кто, по их мнению, принесет больше пользы. Правительством созданы службы на федеральном и местном уровнях, которые должны помогать гражданам в создании комфортных условий проживания.
Процедура замены управляющей компании
Как сменить управляющую компанию? Потребность приобретает обязательный характер, если речь идет о невыполнении условий договора. При реализации задуманного, граждане должны придерживаться следующего порядка:
Проверка управляющей компании прокуратурой: организация, этапы, последствия
В России немало фундаментальных проблем, которые являются стереотипами. Когда говорится о нашей стране то замечают сразу же пару основных проблем – это неудовлетворительные дороги, низкий заработок, а также постоянные проблемы с жильем.
На самом деле не везде все настолько ужасно, ведь проблемы с дорогами и деньгами по большей мере решаются, да и в целом народ в последнее время не жалуется. Но, к сожалению, проблема с жильем так и остается и от нее никак не получается избавиться.
И заключается она в следующем: в стране за каждый отдельный многоквартирный дом отвечает ЖКХ, которое в свою очередь полностью следит за домом, а также прилегающей к нему территорией, выполняет ремонт в случаях, когда это нужно.
Если говорить просто, то жилищно-коммунальное хозяйство обеспечивает функционирование домов и делают так, чтобы людям было комфортно жить в этих самых зданиях. За свою деятельность эти организации получают определенную сумму денег.
Но не все так прозрачно, не каждая из них настолько честна перед жителями многоквартирных домов. Очень часто происходит так, что управляющая организация просто наглеет и начинает воровать деньги у жильцов, в прямом смысле этого слова, хотя многие могут даже ничего не подозревать. Именно поэтому есть орган, стоящий свыше, который осуществляет надзор за управляющими компаниями.
Организация контролирующих органов
Для того, чтобы понять, как проверить управляющую компанию, нужно понимать какие права вообще имеют жильцы и какие органы государственной власти должны это выполнять. Всего существует три уровня организации, проверяющей управляющие компании власти: местный, региональный, а также федеральный, все они имеют свои особенности и нужны с определенной целью.
Федеральный уровень
Далеко не главный уровень, среди тех, кто контролирует работу управляющих компаний. Этот способ не является основным, при этом они лишь издают некоторые указания, предписания о том, как вести жилищное хозяйство, вводят лишь некоторые принципы и особенности и состоит этот уровень из нескольких государственных частей:
- ФАС России (федеральной антимонопольной службы России) – часть, которая контролирует тарифы в сферах водо- и теплоснабжения и определяет максимально возможную стоимость оплат, от которых должны отталкиваться ЖКХ.
- Министерства строительства России – которое определяет чертежи и схемы отопления, а также водоснабжения домов.
- Министерства энергетики России – которое определяет качество предоставляемых ЖКХ услуг. Описывает их законы, правила, разрешения и вообще всю концепцию управляющих компаний, а также выполняет проверку учета экономической части (Оплаты тепла и воды).
Региональный уровень
Тот самый уровень, который выполняет сам по себе контроль над управляющими компаниями. Проверяет то, как выполняются предписания свыше, законы и методические указания. Управляющие компании в таком случае подчиняются специальному органу – государственному жилищному надзору, который выполняет всевозможные проверки по следующим параметрам:
- Насколько правильно ведется содержание и уход за жилищными помещениями.
- Тарифы и размеры оплаты за различные услуги, предоставляемые управляющей компанией.
- Проведение перепланировок зданий по определенными нормами.
- Перевод из статуса жилых в статус нежилых и наоборот различных помещений.
- Формирования фондов по ремонту жилья.
В случаях выявления нарушения орган может пресекать и устранять их за счет управляющей компании, допустившей их.
Также стоит отметить, что, руководствуясь нормами СанПиН, эта часть также следит и за безопасностью, и качественными свойствами предоставляемых услуг: качества воды, ее состава, как химического, биологического, так и радиологического. К тому же проверяется уровень шума, влажности и качества вентиляции.
Муниципальный уровень
Чаще всего — это организация при городской организации, которая выполняет проверку управляющих компаний. На эти органы также возлагаются обязанности, которые должны осуществлять на региональном уровне.
Все эти проверки по плану должны производиться раз в год. В случаях, если возникают жалобы от жильцов, то производятся и внеплановые проверки. По результатам обязательно должен быть составлен акт с заключением о проверке управляющей компании.
Чаще всего такая проверка управляющей компании является действенной.
Жильцы в виде контролирующего органа
Жильцы также могут выступать в виде органа, который контролирует управляющую компанию ЖКХ, так как с ними заключен договор о предоставлении определенных услуг. Именно поэтому жильцы могут затребовать проверку, которая будет выполнена по отношению к качеству этих самых выполняемых ЖКХ услуг.
Жильцы могут запросить полную отчетность за 1 – 2 года, на основании которой будет ясно, насколько честно ведет учет управляющая организация.
В случае если что-то не сходится, то жильцы могут обращаться в суд или в контролирующий орган. Важно обратить внимание на то, что коллективное письмо ускорит этот процесс. Чем больше жильцов подключаться, тем быстрее решится вопрос.
В случае если суд подтвердит незаконные действия, то все поборы возместятся жильцам.
Аудиторские проверки
Аудиторская проверка заключается в том, чтобы проверить на прозрачность управляющую компанию ЖКХ, осуществляется она по некоторым критериям по которым и делается заключение проверки. Проверяется корректность оформления всех бумаг, деклараций и так далее. Делается это специальным человеком, называемым аудитом. В заключении аудит дает рекомендации по улучшению работы ЖКХ.
Проверка УК ЖКХ на честность в три этапа
Контролирующие органы в сфере ЖКХ бывают не честны, поэтому приходится выполнять проверку таким образом, чтобы это было действительно быстро, минимально затратно как по времени, так и по ресурсам и соответственно имело максимальную отдачу.
Первый этап: Сбор информации
Для того, чтобы заняться проверкой управляющих компаний нужно уметь изучать документацию и быть довольно терпеливым и внимательным в этом плане. У УК собрать весь необходимый пакет, в котором прописана тарификация всех услуг, предоставляемых компанией.
От лица собственников написать заявление, с которым и запросить расчеты. Требуется получить максимум бумаг.
Второй этап: Проверка расчетов и выполненных работ