Как привлечь к ответственности управляющую компанию?
Данный раздел доступен после предоставления представителю организации прав доступа «Привлечение организаций, осуществляющих деятельность по управлению МКД, к административной ответственности». Для получения необходимых прав обратитесь к Администратору организации.
Для перехода на страницу Привлечение организаций, осуществляющих деятельность по управлению МКД, к административной ответственности установите переключатель Преднастроенные отчеты. Затем нажмите на гиперссылку с наименованием отчета Привлечение управляющих организаций к административной ответственности.
Страница «Реестр отчетности». Гиперссылка «Привлечение управляющих организаций к административной ответственности»
Для просмотра сведений о привлечении к административной ответственности организаций, осуществляющих деятельность по управлению МКД, нажмите на пункт горизонтального навигационного меню Аналитика и отчёты и выберите пункт Привлечение управляющих организаций к административной ответственности (Рис. 1).
Отображается страница Привлечение организаций, осуществляющих деятельность по управлению МКД, и их должностных лиц к административной ответственности.
Страница «Привлечение организаций, осуществляющих деятельность по управлению МКД, и их должностных лиц к административной ответственности». Часть 1
Страница «Привлечение организаций, осуществляющих деятельность по управлению МКД, и их должностных лиц к административной ответственности». Часть 2
В блоке Параметры фильтрации последовательно заполните поля, начиная с поля Субъект РФ, в котором организация осуществляет деятельность и выбирая значения из выпадающих списков.
При наведении на определенный параметр диаграммы отображается дополнительная информация.
Диаграмма с постановлениями о назначении административного наказания в разрезе органов, принявших решение о применении мер административного воздействия
Под круговыми диаграммами формируется гистограмма с информацией об организации, осуществляющей деятельность по управлению МКД, привлеченных к административной ответственности, по видам административных наказаний.
При наведении на сегмент диаграммы отображается дополнительная информация.
Гистограмма с информацией об организациях, осуществляющих деятельность по управлению МКД, привлеченных к административной ответственности, по видам административных наказаний
Сегменты диаграммы Постановления о назначении административного наказания в разрезе органов, принявших решение о применении мер административного воздействия являются фильтром по органам, принявшим решение о применении мер административного наказания, для круговой диаграммы Административные правонарушения по статьям КоАП РФ, гистограммы Организации, осуществляющие деятельность по управлениям МКД, привлеченные к административной ответственности, по видам административных наказаний и таблиц Случаи привлечения организаций к административной ответственности и Административные наказания.
Сегменты диаграммы Административные правонарушения по статьям КоАП РФ являются фильтром по статьям КоАП РФ для круговой диаграммы Административные правонарушения по статьям КоАП РФ, гистограммы Организации, осуществляющие деятельность по управлениям МКД, привлеченные к административной ответственности, по видам административных наказаний и таблиц Случаи привлечения организаций к административной ответственности и Административные наказания.
Чтобы отфильтровать данные посредством сегментов диаграмм необходимо нажать на сегмент левой кнопкой мыши. При повторном нажатии на сегмент диаграммы выбранное значение сбрасывается.
При фильтрации данных посредством диаграммы Постановления о назначении административного наказания в разрезе органов, принявших решение о применении мер административного воздействия значения, выбранные на диаграмме Административные правонарушения по статьям КоАП РФ сбрасываются, если они были выбраны ранее.
Для фильтрации информации в таблицах Случаи привлечения организаций к административной ответственности и Административные наказания по конкретным параметрам нажмите на кнопку Настройка параметров фильтрации. Если на диаграммах уже были выбраны какие-либо сегменты, то отображается диалоговое окно, запрашивающее подтверждение на переход к режиму фильтрации. При подтверждении перехода значения сбрасываются.
Кнопка «Настройка параметров фильтрации»
Отображаются дополнительные поля для поиска случаев привлечения организаций к административной ответственности. Заполните необходимые поля и нажмите на кнопку Применить.
Параметры фильтрации. Кнопка «Применить»
Для перехода обратно к диаграмме нажмите на кнопку Вернуться к фильтрации параметров по диаграмме. Подтвердите действие. При этом значения фильтра Статья КоАП сбрасываются.
Случаи привлечения организаций к административной ответственности отображаются в нижней части страницы в табличной форме.
Страница «Привлечение организаций, осуществляющих деятельность по управлению МКД, к административной ответственности»
Для отображения информации об организации в таблице в поле «Отобразить информацию по организации» введите фрагмент названия, ОГРН, НЗА, КПП, ИНН, ФИО или ОГРНИП . Поисковый запрос должен содержать не менее пяти символов. Данный фильтр ищет информацию как в таблице Случаи привлечения организаций к административной ответственности, так и в таблице Административные наказания.
Вкладка «Случаи привлечения организаций к административной ответственности». Поиск информации по организации
Чтобы в таблице отображалась информация по субъектам РФ, необходимо в заголовке первого столбца таблицы нажать на гиперссылку Субъекты РФ. Для отображения информации по федеральным округам нажмите на гиперссылку Федеральные округа.
Для просмотра информации по субъектам РФ, входящим в федеральный округ, нажмите на наименование федерального округа в первом столбце.
Для просмотра информации по организациям по субъектам РФ нажмите на кнопку Просмотреть.
Вкладка «Случаи привлечения организаций к административной ответственности». Кнопка «Просмотреть»
Отображаются организации по выбранной территории. Для просмотра сведений об организации нажмите на гиперссылку с названием организации.
Для возврата к просмотру сведений о случаях привлечения организаций к административной ответственности на родительской территории нажмите на гиперссылку с наименованием родительской территории над таблицей.
Вкладка «Случаи привлечения организаций к административной ответственности». Гиперссылка с наименованием родительской территории
Для просмотра административных наказаний перейдите на вкладку Административные наказания. Принципы работы с ней не отличаются от описанных выше.
Вкладка «Административные наказания»
Как судиться с управляющей компанией?
Для того чтобы добиться от управляющей компании перерасчета платы за неоказанные (либо некачественно оказанные) коммунальные услуги и возмещения материального вреда, приходится обращаться в суд.
Каким образом составить исковое заявление, какие к нему необходимо приложить документы?
Обязанности управляющей компании
Напомним, что управляющая организация управляет многоквартирным домом на основании договора управления с каждым собственником помещений дома (ст.162 ЖК РФ). К сожалению, большинство жильцов в многоквартирном доме понятия не имеют о существовании договора и, более того, не знают перечня обязанностей управляющей компании.
Итог такого незнания – управляющая компания, мягко говоря, не должным образом исполняет обязанности, вытекающие из договора управления с собственниками жилья.
Например, из-за аварии зимой без отопления осталось несколько квартир, из-за скачка в напряжении сгорели бытовые приборы. Ситуация усугубляется тем, что нередко жители принимают решение не оплачивать коммунальные услуги, которые фактически не оказаны.
Однако в этом случае собственник нарушает условия договора с управляющей компанией, которая начислит ему пени за неоплату коммунальных услуг.
Цивилизованным способом разрешения подобной проблемы является подача искового заявления в суд. Прежде чем рассматривать порядок действия жильцов, коротко обозначим основные обязанности управляющей компании, которые должны быть указаны в договоре управления многоквартирным домом.
Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила их оказания определены в постановлении Правительства РФ от 3.04.13 № 290.
ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ
Основными обязанностями управляющей компании являются:
- проверка исправности, работоспособности, регулировка и техническое обслуживание насосов, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, автоматических регуляторов и устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета, расширительных баков и элементов, скрытых от постоянного наблюдения (разводящих трубопроводов и оборудования на чердаках, в подвалах и каналах);
- постоянный контроль параметров теплоносителя и воды (давления, температуры, расхода) и незамедлительное принятие мер к восстановлению требуемых параметров отопления и водоснабжения и герметичности систем;
- контроль состояния и замена неисправных контрольно-измерительных приборов (манометров, термометров и т.п.);
- восстановление работоспособности (ремонт, замена) оборудования и отопительных приборов, водоразборных приборов (смесителей, кранов и т.п.), относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме.
Как составить иск
Исковое заявление обязательно составляется в письменной форме (печатается либо пишется от руки) и должно содержать следующую информацию:
- наименование суда, в который подается исковое заявление (имейте в виду, что мировые судьи рассматривают дела, если сумма иска не превышает 50 тыс. руб. (ст. 23 ГПК РФ) — это ограничение касается размера имущественного требования и не относится к возмещению морального вреда);
- наименование истца, его место нахождения (если иск подается представителем, то также указывается его имя и полный адрес);
- наименование ответчика, его место нахождения или место жительства;
- требования истца к ответчику со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты (не должно быть обтекаемых формулировок, излагаются конкретные требования к управляющей компании);
- обстоятельства, на которых основаны исковые требования, и подтверждающие эти обстоятельства доказательства (описывается суть дела, и указываются конкретные пункты договора с управляющей компанией, которые нарушены);
- цена иска (указывается сумма долга, подлежащая взысканию с управляющей компании);
- расчет взыскиваемой или оспариваемой денежной суммы;
- перечень прилагаемых документов.
В исковом заявлении могут содержаться и иные сведения, а также ходатайства об истребовании доказательств от ответчика или других лиц.
Какие документы приложить к исковому заявлению
К указанному заявлению должны быть приложены документы, которые являются значимыми и ссылка на которые имеется в тексте заявления. Например, такими могут быть документы, подтверждающие:
- претензии, предъявленные к управляющей компании (переписка, журнал аварийных заявок и т.п.);
- оплату взыскиваемой суммы (квитанции об оплате коммунальных услуг).
Образец искового заявления
Универсального (шаблонного) искового заявления не существует из-за специфики подобных дел. Поэтому в каждом случае целесообразно обратиться за помощью к квалифицированному юристу.
Рассмотрим конкретный пример
Согласно п. 2.1.1 договора от 25.12.
09 №1-83/+6 ООО «Доверие+6» должно обеспечивать оказание услуг и выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с перечнем, приведенным в приложении № 1 к указанному договору (копия договора с приложениями имеется в материалах дела). В п. 1 названного приложения установлено, что на управляющую компанию ООО «Доверие+6» возлагается обязанность по устранению аварийных ситуаций, связанных с неисправностью трубопроводов внутридомовых инженерных сетей.
В период с 29 января по 4 февраля 2016 г. в доме на ул. Богдана Хмельницкого в кв. 23 и по стоякам, связанным с этой квартирой (кв. 18, 19, 26, 27, 30, 31), возникла аварийная ситуация, результатом которой стало полное отсутствие тепла по тем стоякам, которые связаны с батареями.
Жители неоднократно обращались в аварийную службу по изложенному поводу, о чем свидетельствует выписка из журнала заявок ЖЭУ ООО «Доверие+6».
Слесари данной организации приступили к устранению аварии на чердаке и проводили сварочные работы (это подтверждают показания свидетелей). После окончания сварочных работ тепло по стоякам пошло.
Причиной аварии была заморозка или воздушная пробка на трех коленах, которые соединяют на чердаке стояки с горизонтально подающей линией.
Рабочие управляющей компании заменили эти участки, установив воздушные вентили (о чем свидетельствуют фотографии, сделанные жильцами дома).
В соответствии с п. 21 Правил от 6.05.11 г.
№354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» ресурсоснабжающая организация (в данном случае – ООО «Мечел-Энерго») несет ответственность за качество оказания коммунальной услуги на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения. За систему отопления, включая стояки, обогревающие элементы (радиаторы отопления), регулирующую и запорную аппаратуру, а также другое оборудование, расположенное в квартирах, отвечает организация, осуществляющая управление данным многоквартирным домом.
Факт отсутствия тепла с 29 января 2016 г. из-за промерзания участков общедомового стояка отопления подтвердила и сама управляющая компания ООО «Доверие+6» (ответ на претензию жильца).
На основании изложенного жители написали заявление в ООО «Доверие+6» с просьбой произвести перерасчет платы за коммунальные услуги в период с 29 января по 4 февраля 2016 г. Однако управляющая компания отказала в праве на перерасчет, обосновав это тем, что в один из этих дней (31 января 2016 г.) произошла авария на наружных сетях, которая была устранена в тот же день ресурсоснабжающей организацией ООО «Мечел-Энерго».
Кроме того, управляющая компания указала, что не были проведены замеры температурного режима в названный период, несмотря на то что проверка ненадлежащего качества теплоносителя не должна проводиться при полном отсутствии тепла. Факт фиксации температурного режима имеет значение перед началом отопительного сезона, в течение же самого сезона тепло должно поступать в дома бесперебойно. В п.
3 Правил № 354 определено, что при предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены бесперебойное отопление жилого помещения в течение отопительного периода в зависимости от температуры наружного воздуха, а в период, когда соответствующая услуга не оказывалась при допущении аварийной ситуации (отсутствие тепла в стояках), температура воздуха на улице достигала 30гр.С, а в квартире + 8гр.
С.
В заключение отметим, что жители выиграли данный судебный процесс, пройдя через четыре судебных заседания у мирового судьи и апелляцию (в районном суде города).
В рассматриваемой ситуации активность проявили жильцы квартир, у которых отсутствовало тепло. При этом были скрупулезно собраны все документы, подтверждающие факты неоказания услуг управляющей компанией. Безусловно, было потрачено немало сил и нервов в судебном разбирательстве.
Однако стоила ли игра свеч? Каждый собственник многоквартирного дома ежемесячно платит немалые деньги за коммунальные услуги, которые должны быть оказаны в полном объеме и надлежащего качества.
На практике многие управляющие компании игнорируют жалобы и претензии жильцов, полагаясь на их инертность и неспособность защитить свои права в судебном порядке.
После проигрыша в суде работники управляющей компании стали быстрее реагировать на потребности жильцов (заменен козырек над входным крыльцом в подъезд и т.п.), понимая, что невыполнение своих прямых обязанностей не останется безнаказанным.
Приведем образец искового заявления.
- Мировому судье судебного участка № 4 Металлургического района Челябинска
- Истец: Незабудкина Ирина Викторовна,
- проживающая по адресу: 454017, Челябинск,
ул. Богдана Хмельницкого, д. 25, кв. 23
- (тел. 288-06-78)
- Ответчик: Управляющая компания ООО «Доверие+6»
- ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ
- о перерасчете платы за коммунальные услуги
В постановлении Правительства РФ от 23.05.06 г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» установлены требования к оказанию коммунальных услуг, однако в период с 29 января по 4 февраля 2016 г. г. эти услуги не соответствовали указанным требованиям, что выразилось в отсутствии услуг по отоплению, а именно в том, что тепло не поступало по стоякам, связанным с батареями.
В период с 29 января по 4 февраля 2016 г. тепло не поступало по трем стоякам во 2-м подъезде дома № 25 по ул. Богдана Хмельницкого (обслуживающая компания ООО «Доверие+6») при наличии общего тепла в доме. Слесарь ЖЭУ «Доверие +6» в соответствии с вызовами 29, 30 января 2016 г. не определил причину случившегося. 31 января 2016 г.
произошла авария в наружной сети. Компания «Мечел-Энерго» устранила эту аварию в тот же день и произвела перерасчет платы жителям указанного дома за одни сутки. При этом три стояка в доме по-прежнему оставались холодными, несмотря на то что 31 января 2016 г.
в 8 утра слесари ЖЭУ «Доверие+6» привозили сварочный аппарат, но, получив телефонограмму о наружной аварии, сразу его увезли.
Поскольку работники ЖЭУ в устных разговорах с жителями дома указывали на виновность компании «Мечел-Энерго», то 1, 2 февраля 2016 г. никакие работы по устранению аварии ЖЭУ не проводили. В ст.
9 постановления № 307 установлено, что при предоставлении коммунальных услуг должно быть обеспечено бесперебойное отопление жилого помещения в течение отопительного периода в зависимости от температуры наружного воздуха. Согласно п. 1 приложения № 1 к договору от 25.12.
09 №1-83/+6 на управляющую компанию «Доверие+6» возложена обязанность по устранению аварийных ситуаций, связанных с неисправностью трубопроводов внутридомовых инженерных сетей. В соответствии с п.п. «б» ст.
49 постановления № 307 исполнитель обязан предоставлять коммунальные услуги надлежащего качества потребителю, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, как это определено законодательством РФ. В период, когда отсутствовало тепло в стояках, температура воздуха на улице достигала 30гр.С, а в квартире +8гр.С.
4 февраля 2016 г. работники ЖЭУ все же приступили к сварочным работам на чердаке, и после их окончания по стоякам пошло тепло.
Причиной аварии послужила заморозка или воздушная пробка на трех коленах, которые соединяют на чердаке соответствующие стояки с горизонтально подающей линией.
Аварийные участки были заменены путем установки воздушных вентилей (о чем свидетельствуют фотографии, сделанные жильцами дома).
На основании изложенного прошу суд:
обязать управляющую компанию ООО «Доверие+6»произвести перерасчет платы за отопление в связи с тем, что данные услуги не были предоставлены за период с 29 января по 4 февраля 2016 г. согласно ст. 164 ЖК РФ и Правилам от 6.05.11 г.
№354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» в сумме 3240 руб.
(материальное требование к ответчику) на основании представленного расчета в срок до 1 сентября 2016 г.
- Указанный перерасчет должен быть выполнен в пользу истца: Незабудкиной Ирины Викторовны.
- Приложение:
- 1) заявление директору ООО «Доверие+6»;
2) ответ директора ООО «Доверие+6» Крыленко А.А.;
- 3) ответ «Мечел-Энерго»;
- 4) акт обследования;
- 5) фотографии (4 шт.) с пояснениями, указаниями адреса;
- 6) схема стояков;
- 7) расчет взыскиваемой суммы;
- 8) решение прокуратуры.
- «ФИНАНСОВАЯ ГАЗЕТА» N 25 (1260), 7 июля 2016 года Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт, компания «РосКо – Консалтинг и аудит»
Команда 2030
Опубликован Федеральный закон от 26.03.2022 № 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях». Он коснулся порядка привлечения к административной ответственности, в том числе для субъектов малого предпринимательства. Предлагаем ознакомиться, на что могут и не могут рассчитывать управляющие организации по новым правилам.
1. За первое административное нарушение назначается предупреждение – если нет ущерба здоровью граждан, имуществу, окружающей среде.
Раньше, если назначение предупреждения не было предусмотрено статьей о конкретном правонарушении, то штраф мог быть заменен на предупреждение некоммерческой организации, а также субъектам малого и среднего предпринимательства в соответствии со статьей 4.1.1 КоАП РФ (ч. 3 ст. 3.4).
Теперь наказание не просто «может быть заменено», а прямо «подлежит замене».
Два важных момента:- нарушение не должно причинять ущерб здоровью граждан, имуществу, окружающей среде,
— надо состоять в реестре СМП (обычно попадание туда автоматическое – при соблюдении условий).
2. Уменьшен штраф для тех юридических лиц, которые относятся к социально ориентированным некоммерческим организациям или субъектам малого и среднего предпринимательства. На них штраф – как на ИП.
В КоАП РФ появилась статья 4.12 «Особенности назначения административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям и являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям».
Особенность заключается в том, что штраф назначается в размере, который предусмотрен не для юрлица, а для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (ИП).
Если в статье о нарушении нет штрафа для ИП, то штраф составит от половины минимального размера до половины максимального размера штрафа, предусмотренного санкцией для юридического лица. При этом штраф не должен быть меньше минимального размера штрафа для должностного лица.
Коварное исключение: эти особенности не применяются, если в статье с описанием нарушения предусмотрено, что ИП несут ответственность как юридические лица.
Если взять популярные у управляющих организаций статьи 14.1.3 КоАП РФ (нарушение лицензионных требований) или 7.23.
3 (нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами), то там в примечаниях как раз указано: «лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица».
Поэтому управляющим организациям стоит рассчитывать на применение этих особенностей за какие-нибудь другие нарушения, где такого примечания нет.
3. Введено ограничение на одновременное привлечение юридического и должностного лица к ответственности за одно и то же.
В КоАП РФ есть общее правило – «назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за это правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за это правонарушение юридическое лицо» (ч. 3 ст.2.1).
Теперь к этому правилу добавились исключения, в том числе такое: «юридическое лицо не подлежит ответственности за правонарушение, за которое должностное лицо или другой работник организации привлечены к административной ответственности, если таким юрлицом были приняты все предусмотренные законодательством меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность».
4. Запрещено суммировать штрафы при назначении наказания в рамках одной проверки организации.
В КоАП РФ есть общее правило: при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение (ч. 1 ст. 4.4).
Теперь это правило дополнено исключениями, в частности: «если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения» (ч. 5 ст. 4.4).
Напомним, что надзорные органы практикуют назначение пачки штрафов за однотипные нарушения, выявленные в ходе одной проверки, но, например, в разных МКД или разных квитанциях.
Источник: Юдина А. Новые правила привлечения к административной ответственности для управляющих организаций [Электронный ресурс] / РосКвартал от 28.03.2022. — Электрон. дан. — https://gkhnews.ru/1477317-novye-pravila-privlecheniya-k-ao/, свободный. — Загл. с экрана.
Привлечь управляющую компанию к административной ответственности может каждый
У нас есть права!
Расскажу вам о некоторых тонкостях борьбы с управляющей компанией (далее – УК). Оказывается, обязанности есть не только у собственников жилья, но и УК, которая может быть привлечена к административной ответственности.
В чем отличие?
Итак, собственники МКД (многоквартирного дома) решили провести в МКД собрание. Начать, конечно, нужно с получения реестра собственников. По запросу инициативной группы УК не ответила на ваш запрос о предоставлении реестра собственников? Что делать? Выход есть!
Если такое случилось, то УК нарушила лицензионные требования к своей деятельности, т. е. ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП, что влечет административную ответственность в виде штрафа «на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц – от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей».
Нередко встречаются случаи, в том числе об этом не раз говорилось в ваших х к моим ранним публикациям, когда УК просто игнорирует сообщения жителей МКД. Данное бездействие также квалифицируется как административное нарушение, предусмотренное ч.
1 ст. 7.23.3 КоАП РФ и влекущее «наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц – от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей».
Президиум ВС сказал свое слово
И это не проект и не предложение. Президиум ВС РФ 5 июня 2019 года сформулировал свою правовую позицию в вопросе «о разграничении составов административных правонарушений при привлечении управляющей организации к административной ответственности».
В обоснование вынесенного постановления легли следующие обстоятельства:
- все владельцы как жилых, так и нежилых помещений МКД имеют право на обращение в УК по вопросам в части исполнения УК своих как лицензионных требований, так и иных;
- обращения должны быть приняты и рассмотрены в установленном порядке и соответствующие сроки, они могут быть различны в зависимости от категории обращения;
- согласно ч. 3.1 ст. 45 Жилищного кодекса инициатор общего собрания собственников при обращении письменно или путем подачи электронного заявления на сайт ГИС ЖКХ должен получить от УК реестр собственников помещений в МКД. Нужно учитывать, что данное требование является лицензионным и должно расцениваться как часть требований по исполнению обязанности по договору управления МКД. Таким образом, бездействие УК будет образовывать объективную сторону состава админнарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ;
- в то же время требования, предусмотренные в разделе VII и п. 34 раздела VIII Правил управления МКД, не относятся к лицензионным. Поэтому при их нарушении УК необходимо привлекать к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.23.3 КоАП РФ.
Ваши права
В частности к таким требованиям относятся:
«П. 34. Управляющая организация, товарищество или кооператив предоставляют по запросу (обращению) собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме:
- в срок не позднее 3 рабочих дней со дня поступления запроса (обращения) – письменную информацию за запрашиваемые потребителем периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии), суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных услуг, потребленных в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объемах (количестве) коммунальных услуг, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, объемах (количестве) коммунальных ресурсов, потребляемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;
- в срок не позднее 3 рабочих дней со дня поступления запроса (обращения) – сведения о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета за период не более 3 лет со дня снятия показаний;
- в срок не позднее дня, следующего за днем поступления запроса (обращения), – любую общедоступную информацию об УК (телефоны, полное название, руководство, часы приема и т. д.);
- в срок не позднее 3 рабочих дней со дня поступления запроса (обращения) – копию акта о причинении ущерба жизни, здоровью и имуществу собственника или пользователя помещения в многоквартирном доме, общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, содержащего описание причиненного ущерба и обстоятельств, при которых такой ущерб был причинен, предусмотренного Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354;
- в срок не позднее 3 рабочих дней со дня поступления запроса (обращения) –копию акта нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ, предусмотренного Правилами изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491;
- в срок не позднее 3 рабочих дней со дня поступления запроса (обращения) – копию акта проверки предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, предусмотренного Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354;
- иную информацию – в срок, установленный соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязанность по предоставлению которой управляющей организацией, товариществом или кооперативом собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах предусмотрена законодательством Российской Федерации».
Куда писать?
Итак, если вы считаете, что ваши права на законные требования о предоставлении информации нарушены, необходимо написать заявление в прокуратуру, Госжилинспекцию или Роспотребнадзор.
https://www.youtube.com/watch?v=-89qow21imY\u0026pp=YAHIAQE%3D
В заявлении необходимо указать на все нарушения УК, также вам придется приложить документальное подтверждение вашего обращения, либо письменное подтверждение в исполнении выдвинутых вами законных требований.
Помните, к заявлению прикладываются только копии документов, оригиналы должны всегда находиться у вас.
После проверки в случае подтверждения нарушений, допущенных УК, будет уплачен штраф в соответствии с санкциями.
Эпилог
Уважаемые собственники, если вы дочитали до конца статьи, думаю, практически все поняли, что прав у нас гораздо больше, чем кажется. Давайте вместе не лениться и наводить порядок в своем доме. Только общими усилиями и желанием мы сможем заставить УК работать на НАС, а не наоборот.
Проблемы привлечения управляющей компании к административной ответственности
Норин Андрей Викторович, аспирант кафедры предпринимательского и корпоративного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА).
В статье рассматриваются проблемы, существующие в сфере привлечения управляющей компании, исполняющей функции единоличного исполнительного органа, к административной ответственности.
Рассматривается перечень оснований ответственности руководителя самой управляющей компании.
По мнению автора, в законодательстве существует пробел, не позволяющий привлекать управляющую компанию к административной ответственности.
Ключевые слова: единоличный исполнительный орган, управляющая компания, административная ответственность, пробелы в законодательстве.
Problems of bringing of the administration company to administrative responsibility
A.V. Norin
Norin Andrej Viktorovich, postgraduate student, Chair of Entrepreneurial Law, Kutafin Moscow State Law University.
The article shows problems, existing in holding a managing company, carrying on sole executive body functions, administratively liable. The article tells about the causes for administrative liability of a managing director of a managing company. According to the author, Russian legislation has a gap, which doesn't allow holding a managing company administratively liable.
Key words: sole executive body, managing company, administrative liability, legal gap.
Передача полномочий единоличного исполнительного органа управляющей компании изначально служила цели получения положительного экономического эффекта за счет привлечения профессиональных управленцев.
Однако практически сразу же выяснилось, что подобное делегирование полномочий дарует управляемому обществу еще несколько приятных бонусов, среди которых можно выделить так называемое «размывание ответственности» единоличного исполнительного органа.
В двух словах: замена генерального директора — физического лица на управляющую компанию — юридическое лицо позволяет полностью избежать уголовной ответственности лица, исполняющего функции такого органа, а также перераспределить ответственность административную.
Помимо этого, у самого управляемого общества по объективным причинам существенно возросли шансы на взыскание убытков с лица, осуществляющего полномочия единоличного исполнительного органа.
В то время как гражданско-правовая ответственность профессиональных управляющих перед управляемыми хозяйственными обществами уже несколько раз была предметом пристального внимания практиков и теоретиков, обстоятельных исследований особенностей публичной, и в частности административной, ответственности до сих пор представлено не было. Хотя отсутствие «конкретизации субъектного состава» в вопросах привлечения управляющей организации к административной ответственности уже было отмечено.
Долинская В.В. Акционерное право: основные положения и тенденции: Монография. М.: Волтерс Клувер, 2006. С. 691.
В качестве субъектов административной ответственности положения главы 14 КоАП РФ рассматривают граждан, должностных и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. С позиции административного Кодекса руководитель юридического лица является должностным лицом. Примечание к статье 2.
4 КоАП РФ гласит: «Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 13.25, 14.24, 14.55, 15.
17 — 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.29 — 15.31, 15.37, частью 9 статьи 19.5, статьей 19.7.
3 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, несут административную ответственность как должностные лица» . Очевидно, что под руководителем организации КоАП подразумевает физическое лицо — генерального директора либо управляющего — индивидуального предпринимателя. Это следует из лексического толкования статьи: во-первых, их поставили в один ряд с работниками (объединив союзом «и»), во-вторых, они действительно могут отвечать как должностные лица. Управляющая компания стоит особняком. Безусловно, она выполняет организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, но к ней нельзя применять санкции, предусмотренные для руководителей — физических лиц (например, дисквалификацию). Читаем далее и находим еще одного субъекта ответственности — это другие работники организаций, опять же совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций. Но это работники именно управляемого общества, а не управляющей компании. То есть как управляющая компания в целом, так и отдельные ее работники не будут нести ответственность в указанных случаях.
Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 N 195-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
Не найдя здесь оснований для привлечения к ответственности управляющей компании и ее работников, мы идем дальше. И сразу же натыкаемся на очень интересное положение. Мы наконец-то находим субъекта ответственности. Вот он — это руководитель организации, осуществляющей полномочия единоличного исполнительного органа другой организации.
Однако для него установлен закрытый перечень оснований ответственности: ст. 13.25 «Нарушение требований законодательства о хранении документов»; ст. 14.24 «Нарушение законодательства об организованных торгах»; ст. 14.
55 «Нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу либо условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа»; ст. 15.17 «Недобросовестная эмиссия ценных бумаг»; ст. 15.18 «Незаконные операции с эмиссионными ценными бумагами»; ст. 15.
19 «Нарушение требований законодательства, касающихся представления и раскрытия информации на финансовых рынках»; ст. 15.20 «Воспрепятствование осуществлению прав, удостоверенных ценными бумагами»; ст. 15.21 «Неправомерное использование инсайдерской информации»; ст. 15.22 «Нарушение правил ведения реестра владельцев ценных бумаг»; ст. 15.23.
1 «Нарушение требований законодательства о порядке подготовки и проведения общих собраний акционеров, участников обществ с ограниченной (дополнительной) ответственностью и владельцев инвестиционных паев закрытых паевых инвестиционных фондов»; ст. 15.24.1 «Незаконные выдача либо обращение документов, удостоверяющих денежные и иные обязательства»; ст. 15.
29 «Нарушение требований законодательства Российской Федерации, касающихся деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, клиринговых организаций, лиц, осуществляющих функции центрального контрагента, акционерных инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов или негосударственных пенсионных фондов, специализированных депозитариев акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов или негосударственных пенсионных фондов»; ст. 15.30 «Манипулирование рынком»; ст. 15.31 «Незаконное использование слов «инвестиционный фонд» либо образованных на их основе словосочетаний»; ст. 15.37 «Грубое нарушение правил ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности»; часть 9 статьи 19.5 «Невыполнение в установленный срок законного предписания Банка России»; ст. 19.7.3 «Непредставление информации в Банк России» .
Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 N 195-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
Как видим, перечень довольно специфический.
Большая часть статей (12) касается рынка ценных бумаг, две статьи — взаимодействия с Банком России, по одной — организованных торгов, государственного контракта по государственному оборонному заказу и нарушения требований к порядку хранения документов. Во всех этих случаях руководитель управляющей организации будет нести ответственность как должностное лицо. Причины выбора именно этих оснований ответственности остаются неясными.
Из всего этого перечня, наверное, самым распространенным нарушением можно признать нарушение требований к хранению документов.
Получается, что КоАП РФ не содержит оснований для привлечения самой управляющей организации как юридического лица к ответственности за правонарушения, допущенные при исполнении ею функций единоличного исполнительного органа.
Работников управляющей компании также нельзя привлечь к ответственности. Единственный субъект ответственности — руководитель, и то по очень ограниченному списку оснований.
Вот мы и получили то самое «размывание ответственности», к которому так стремятся многие корпоративные юристы при формировании структуры того или иного хозяйственного общества.
Но многие идут еще дальше в стремлении обезопасить реальных руководителей общества. Так, некоторые консалтинговые фирмы предлагают своим клиентам услуги по регистрации управляющих компаний в офшорах. Глава подобной управляющей компании выдает генеральную доверенность реальному руководителю, находящемуся в России и фактически ведущему все дела управляемого общества.